Рузские полицейские проводят мероприятие «Школа информационной безопасности»

11:43 / Сегодня

В рамках Всероссийской информационно-профилактической кампании, направленной на противодействие киберпреступности, повышение уровня осведомленности и цифровой грамотности граждан полицейские и члены общественного совета при ОМВД России «Рузский» проводят на территории округа профилактическое мероприятие «Школа информационной безопасности».

Его главная задача – проинформировать граждан об основных уловках мошенников, выработать принципы и правила безопасного поведения в интернете, сформировать навыки противодействия телефонному мошенничеству, которое в последнее время буквально приобрело характер стихийного бедствия.

Летом и осенью на территории Рузского муниципального округа проводятся встречи с пенсионерами, студентами и педагогами. Полицейские и общественники информируют их о количестве мошеннических звонков, поступивших в адрес граждан за истекший период года, приводят данные о переведенных на счета преступников денежных средствах, рассказывают об основных схемах, которые используют мошенники, чтобы обмануть доверчивых людей, разбирают конкретные примеры из практики правоохранителей. Также молодежь и пенсионеры получают информацию о методах вовлечения граждан в мошеннические схемы.

Сначала преступники собирают персональную информацию потенциальных жертв, а затем используют различные предлоги для контакта с ними.  Приёмы мошеннических схем основаны на неожиданности, напористости, запугивании, требовании немедленного принятия решения, имитации заботы.  Применяется психологическое давление и манипуляции, человека выводят из равновесия, приводят в состояние страха, стресса, либо же завоёвывают его доверие, демонстрируя сочувствие, налаживая эмоциональный контакт. Рассказываем о некоторых основных схемах обмана населения.

 

Безопасные ячейки, безопасный счёт

Мошенники по телефону представляются работниками банка или сотрудниками правоохранительных органов (как вариант – налоговой инспекции, страховых и управляющих компаний, ЖКХ, риелторских агентств и др.) и сообщают, что неизвестные злоумышленники пытаются похитить накопления со счетов жертвы. Для сохранения сбережений надо срочно перевести финансы на «специальный защищенный счёт». Поверив аферистам, человек лишается всех денег, к тому же на него ещё и оформляют кредиты на огромные суммы. На сегодня это самый распространенный вид мошенничества.

 

Звонок от представителя портала госуслуг

Гражданину сообщают, что на его имя пришло электронное письмо и надо назвать код из SMS-сообщения, чтобы оно отразилось в личном кабинете на госуслугах. Услышав от жертвы код, злоумышленники получают доступ к его аккаунту на портале. В личном кабинете госуслуг они получают всю информацию о его доходах, транспортных средствах, недвижимости, налогах и кредитной истории, после чего могут, например, оформить на него кредит в банке.

 

Звонок из Социального фонда

Лжесотрудник Социального (ранее – Пенсионного) фонда, обращаясь к человеку по имени-отчеству, сообщает, что ему положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или какого-нибудь фонда, либо о переплате средств. Заверяет, что для получения этих выплат никуда ходить не надо: все деньги переведут на карту, необходимо лишь продиктовать все её данные, в том числе код с обратной стороны. В итоге доверчивый гражданин вместо получения денег, наоборот, лишается всей суммы, которая была на карте.

 

Звонок из Центробанка

Жертве предлагают установить на смартфон приложение «Банкноты Банка России» для проверки подлинности пятитысячных купюр. Вместе с приложением скачивается вредоносная программа, которая даёт доступ к личному кабинету человека.

 

Звонок из поликлиники, аптеки, медицинского центра

Мошенники сообщают человеку, что у него проблемы со здоровьем, и информируют о появлении дефицитного и дорогого лекарства по специальной цене, которое надо срочно выкупить. Однако есть нюанс: сначала надо заплатить полную стоимость, а разницу в цене по скидке вернут на карту, реквизиты которой необходимо сообщить.

 

Звонок от оператора сотовой связи

Злоумышленники сообщают абоненту об истечении срока действия SIM-карты, договора об оказании услуг связи или о нарушении условий договора в связи с передачей номера другому оператору и предлагают решить проблему с использованием личного кабинета на портале государственных услуг www.gosuslugi.ru. В процессе разговора гражданину поступает сообщение с кодом. Сообщив его, он предоставляет доступ к своему личному кабинету. Далее мошенники направляют заявки в кредитное учреждение на предоставление заёмных денежных средств и впоследствии выводят их себе на подконтрольные счета.

 

Покупка или продажа товара/услуги через интернет

Человеку поступает звонок по объявлению, которое он оставил в интернете. «Потенциальный покупатель» просит сообщить номер, срок действия и CVV-код карты, на которую надо отправить деньги, а также сообщить SMS-код банка о проведённой операции. Если мошеннику не удается получить весь набор информации, то недостающие данные добываются квалифицированными хакерами. В результате счёт банковской карты продавца не пополняется, а опустошается путём перевода денег на некий электронный кошелек, который немедленно исчезает из сети после вывода средств с него.

 

Легкий заработок или выигрыш крупной суммы

Поступает звонок от якобы ведущего популярной радиостанции, который поздравляет с крупным выигрышем в лотерею, организованной радиостанцией или оператором мобильной связи. Для получения приза необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию по указанному номеру телефона. Перезвонившему абоненту отвечает «сотрудник призового отдела», грамотно убеждает в «честности» акции, просит представиться и назвать год рождения, подробно объясняет условия получения приза и что для этого требуется осуществить «незначительный» предварительный перевод денежных средств или предоставить персональные данные, данные карты, назвать код из SMS.

 

«Ваш родственник попал в беду»

Матери, отцу, бабушке от имени «правоохранительных органов» или «медицинских учреждений» поступает звонок о попавшем в беду сыне, внуке. Это может быть сообщение о ДТП, хранении оружия или наркотиков, нанесении тяжких телесных повреждений, убийстве. Лжесотрудник полиции по телефону уверенным тоном сообщает, что в данной ситуации можно помочь родственнику, но для решения вопроса (закрытия уголовного дела) необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в определенное место или передать/перевести какому-либо человеку. Обычно это случается среди ночи – полусонную жертву легче ввести в панику.

 

Фишинговые атаки

Злоумышленники подделывают популярные сайты, к примеру, портал госуслуг, сайты известных магазинов, маркетплейсов, туристических компаний, авиакомпаний. Мошенники рассчитывают, что пользователи не заметят подделку и оставят на фальшивой странице личные или финансовые данные, логин и пароль, контактные данные (номер телефона и электронную почту), а также оплатят путевку, авиабилеты и иные услуги.

 

Распространение файлов с расширением .apk

В мессенджере с неизвестных номеров либо даже от имени знакомых приходят сообщения, имеющие файлы с расширением .apk. Они содержат вредоносные программы по сбору персональных данных либо программы по удаленному доступу, позволяющие управлять смартфоном. С помощью удаленного доступа злоумышленник может войти в банковское приложение хозяина смартфона и снять со счёта все деньги, оформить кредит и тому подобное.

 

Правила защиты от мошенничества

  • Не переводите деньги незнакомцам. Запомните! Самый безопасный счет – это тот, который открыт в банке. Перевод денег на «безопасный счет», «гарантийный депозит» – это обман.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не передавайте свои персональные данные (пароли, PIN-коды, данные паспортов или номера карт) третьим лицам.
  • Не сообщайте никому три цифры с обратной стороны карты, PIN-код и коды, приходящие на телефон – эта конфиденциальная информация, предназначенная только для вас. Сообщите их кому-либо – можете лишиться денег.
  • Не доверяйте подозрительным звонкам и сообщениям. Сотрудники банков, правоохранительных органов никогда не интересуются вашими денежными средствами. При поступлении таких звонков просто положите трубку.
  • Никогда не скачивайте приложения по указанию неизвестных вам лиц или из непроверенных источников в интернете. Мошенники могут отправить подозрительные файлы, которые содержат вредоносный код. Клик по ссылке взломает ваш телефон с личной информацией.
  • Будьте осторожны при совершении онлайн-покупок. Используйте официальные интернет-магазины. Проверяйте надёжность продавца, читайте отзывы других покупателей, используйте защищенные платежные системы.
  • Блокируйте подозрительные и рекламные номера.
  • Договоритесь с родственниками и близкими о создании контрольного вопроса (слова), чтобы при звонке или SMS-сообщении удостовериться, что звонит не мошенник.
  • Оповещайте о мошенничестве. Если вы стали жертвой мошенников, обратитесь в полицию и оповестите банк.

Телефон Дежурной части ОМВД России «Рузский»: 8(496) 272-34-51.

 

Видеоролики в рамках профилактического мероприятия «Школа информационной безопасности»

https://disk.yandex.ru/i/npntWo9mkerpTg лжеброкеры;

https://disk.yandex.ru/i/f7OWi0XoHz3X3A лжеоператоры сотовой связи; 

https://disk.yandex.ru/i/JONqy_-DtiSExg общение с работодателем;

https://disk.yandex.ru/i/vVD-5Gb-247A8g срочно пришли пару тысяч или проголосуй за мою племяшку;

https://disk.yandex.ru/i/9BtvqhseG85WCw что такое фейковые QR-коды.



Другие новости "Безопасность"

Все новости